Практически каждый автомобилист сталкивался на дороге с сотрудниками ГИБДД. Зачастую в результате остановке могут потребовать у автомобилиста открыть багажник. Важно сразу определить законно такое требование или нет? И каким образом поступать в таких случаях?

Действия автовладельца

Чтобы контролировать возникшую ситуацию на дорогах, водитель должен четко различать два понятия, которыми оперируют ГАИшники – осмотр и досмотр. Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть как на посту ГАИ, так и в процессе движения на любой дороге или автомагистрали.

1. Если требование звучит как осмотр – то стоит понимать, что это визуальное изучение машины через стекла. Препятствовать таким деяниям нельзя. При этом открывать дверцы машины или багажник сотрудник ГИБДД не имеет права. Но для обеспечения безопасности своего ТС всю процедуру можно фиксировать на видео носители.

2. Если требование звучит как досмотр – это изучение содержимого автомобиля, с участием нескольких понятых, самого владельца и составления протокола. При этом искать понятых или видеокамеру, на которую будут фиксироваться действия должен сам служащий. В протокол в таком случаи заноситься веская причина. Такие меры обязательны для выполнения, поэтому если сотрудник отказывается их соблюдать, ссылаясь на проведения рейда или особой операции, то его деяния незаконны.

3. Если в процессе досмотра сотрудник сам передвигает находящиеся в машине вещи, то его действия попадают под статью «Самоуправство».

4. Есть ситуации, когда служащий ГАИ пытаются схитрить и просят предъявить огнетушитель, аптечку или знак аварийной остановки. В таком случаи так же не обязательно сразу же открывать багажник. Можно ответить, что данные наборы находятся у вас в автомобиле, но показать вы можете их только при досмотре, а, следовательно, при составлении протокола и привлечении понятых.

В случаи, если автовладелец столкнулся с нарушениями в виде незаконного досмотра автомобиля, без организации соответствующих мероприятий (протокол, понятые) — не рекомендуется препятствовать сотрудникам. Необходимо сразу же начать фиксацию всех нарушений, параллельно начиная звонок в «102». При этом следует сообщить данные служащего и его действия, а так же место происшествия.

В течение 10 дней можно будет составить жалобу на работу сотрудника инспекции, представив все имеющиеся доказательства.