Сцепление автомобиля с поверхностью дороги обеспечивают автомобильные шины. Главной задачей протектора является отведение воды из области соприкосновения колеса с дорожным покрытием, что позволяет улучшить сцепление колеса с поверхностью дороги, улучшает торможение и позволяет избежать процесса скольжения.

При износе протектора до минимального значения, до высоты в 1,6 миллиметров, любые модели шин использовать уже нельзя, однако некоторые модели летних шин необходимо менять при износе протектора до двух, трех миллиметров, а зимних шин при износе до четырех, шести миллиметров. По износу шин можно определить техническое состояние автомобиля.

1. Причины износа шин

Специалистами различаются нормальный и ускоренный износ шин.

1.1. Причины ускоренного износа:

  • Несоответствующее рекомендуемым параметрам давление в шинах, при пониженном давлении ускоряется износ боков шин. При давлении выше нормы в большей степени изнашивается середина колеса.
  • Перегрузка автомобиля.
  • Агрессивная манера вождения с нарушениями правил эксплуатации.
  • Несоблюдение интервала между техническими обслуживаниями и регламента проведения.
  • Нарушенная балансировка, чаще всего передних колес.
  • Ошибки при монтаже колес.
  • Рулевое управление и ходовая часть автомобиля нуждаются в ремонте.

1.2. Нормальный износ

Нормальный износ происходит для передних и задних колес по-разному, передние колеса при поворотах получают дополнительную боковую нагрузку, поэтому боковые части подвергаются большему износу, ведущие колеса больше изнашиваются посредине, в месте основного контакта с поверхностью дороги. У автомобилей переднеприводных колеса изнашиваются примерно в одинаковой степени. Существуют рекомендации производителей по перестановке колес с целью достижения одинакового состояния колес.

2. Как определить износ шин?

2.1. Определение износа измерением высоты протектора

Общепринятым способом определения изношенности покрышек является измерение высоты протектора, можно простой линейкой, но более точный результат даст применение специального индикатора. Нормативной высотой протектора по российским и европейским правилам считается для летних шин 1,6 миллиметра, для зимних от четырех до шести миллиметров. Нормы эти предельные, для обеспечения безопасности летних шин высота не должна быть меньше двух миллиметров, а для шин широкопрофильных не менее трех миллиметров.

2.2. Определение износа по формуле

Допустимая изношенность резины у различных производителей разная. Кроме того, выпускаются покрышки для специальных режимов езды, спортивной, например, для разных сезонов и различной погоды, для определения степени износа именно ваших шин, можно применить формулу определения износа:

(Высота протектора новой шины минус текущая высота)/(Высота протектора новой шины минус допустимая нормативная высота) в процентах. Для большей точности текущую высоту нужно измерить несколько раз. Данные о первоначальной высоте протектора можно взять на сайте производителя покрышек. Если данных нет, можно взять усредненные значения для летних покрышек семь, а для зимней резины восемь миллиметров.

2.3. Определение износа с помощью индикаторов

Некоторые производители автошин для облегчения определения водителями изношенности колес размещают на шинах индикаторы износа, иногда, обычно на зимних шинах, два индикатора.

Индикаторы могут быть разных видов, одни в виде цифр на покрышке, среди которых может быть изображение снежинки, истирание цифр показывает степень износа, истирание снежинки показывает необходимость замены шин.

Имеются индикаторы в виде столбиков среди выступов протектора, когда поверхность протектора сравняется с поверхностью столбика, шины необходимо менять. Применяется также индикатор, показывающий, что износ составляет пятьдесят пять процентов, используется на зимних шинах.

На присутствие индикаторов указывают либо метки на внешней стороне колеса, либо стрелки.

Избежать износа шин невозможно, однако своевременное проведение техобслуживания и аккуратная эксплуатация автомобиля могут существенно увеличить пробег на одном комплекте шин и избежать трагических последствий.